Страница педагога-психолога

Страница педагога-психолога

 

 

Вас приветсвует педагог - психолог Пирогова Татьяна Александровна 

Высшее профессиональное образование

 

Задачи деятельности:

  • отслеживать социально-психологический статус  и динамику развития ребенка;
  • способствовать предотвращению и преодолению трудностей у дошкольников;
  • создавать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей;
  • содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей;
  • способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей.

Формы работы: индивидуальная, групповая. 

НОД  проводится  в хорошо оснащенном кабинете, с применением наглядно-дидактических и игровых пособий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровой форме.

По имеющимся вопросам  можно обращаться по предварительной записи  (через  воспитателей или подходить ко мне лично).

Консультирование родителей в понедельник и вторник  с  17:30 – 19:00.

Режим работы

Понедельник

 С 8:00 до 15:42

 Вторник

 С 10:18 до 18:00

 Среда

 Методический день

 Четверг

С 10:18 до 18:00

 Пятница

С 9:00 до 16:42


 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

 


  

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

 

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
2. Правильно организованный режим дня - домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
3. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.
4. Закаливание ребенка в условиях семьи.
5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что не лишайте ребенка детства.
Создание благоприятного психологического климата в семье
1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под воздействием стресса и Вас легко вывести из равновесия:
3.Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания.
4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.
Дети учатся у жизни:
• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;
• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
• Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в честности, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом  мире.

Педагог-психолог
Пирогова Т.А.

 

Ноябрь 2023


 

 

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТО В ДЕТСКОМ САДУ ОН БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ БЕЗ МАМЫ

Подготовка ребенка к детскому саду не простой, но очень важный процесс. Такую подготовку нужно начинать лучше издалека. Попробуйте сходить с ребенком в гости, где общение ребенка с другими взрослыми и детьми будет происходить под вашим присмотром. Рядом с мамой малыш будет чувствовать себя увереннее. Постепенно ребенок будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой.

 

Кому-то может показаться, что все это имеет мало отношения к детскому саду, куда ребенок пойдет через несколько месяцев, а то и полгода. На самом же деле такое последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом!

 

Если у вас есть такая возможность, уже в два года (и даже раньше) вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п. Сейчас подобных «заведений» очень много, но совсем не следует отводить маленького ребенка туда, где он должен оставаться один. Основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях «главным» взрослым может быть не мама, а кто-то другой, — и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама все-таки остается рядом.

 

Обучение ребенка общению с другими детьми.

 

Родители обязательно должны учить ребенка общаться с другими детьми.  Почаще гуляйте с малышом на детских площадках, ходите в гости сами и приглашайте к себе домой других детей. Учите ребенка принятым нормам общения: как познакомиться, начать игру или присоединиться к уже играющим детям, учите обмениваться игрушками, соблюдать очередность в играх, решать конфликты и т.п.

 

Приучение ребенка к совместной деятельности, к коллективу.

 

Если ребенка приучают к совместной деятельности, к коллективу буквально с того времени, как он начал ходить и говорить, у него вряд ли будут проблемы в детском саду. Если нет — будут обязательно. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше даже не вдвоем, а втроем-вчетвером (с папой, бабушкой и пр.): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, вместе с другими детьми.

 

Еще один момент: степень конфликтности отношений в семье. Возможно, некоторые  удивятся, но полная бесконфликтность так же вредна, как и крайняя конфликтность. Все знают, что плохо, когда близкие люди постоянно ссорятся. Однако плохо — и если они не ссорятся совсем.

 

Постепенно приучайте малыша к тому, что отдельные его действия могут кому-то — в том числе маме — не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им недовольны, но и он в некоторых случаях может открыто выразить свое недовольство ими, — т.е. учите ребенка конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Учтите, что больше всего ребенок учится решению конфликтов у членов своей семьи. Например, если вы с мужем оскорбляете и унижаете друг друга в пылу ссоры, то с большой долей вероятности ребенок будет вести себя также.

 

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

 

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни. 

 

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

 

Режим дня ребенка

 

В  детском саду распорядок дня примерно таков:

7.00 — 8.00 — прием детей в группу
8.30 — завтрак,
затем — прогулка, занятия
12.00 (или 12.30) — обед
13.00 -15.00 — тихий час
15.30 — полдник,
затем — игры, прогулка.

 

Подготовка ребенка к жизни в детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима дня в семье с режимом детского сада. Если до сих пор режим вашего ребенка существенно отличался от указанного (например, он ложился спать очень поздно и спал до десяти-одиннадцати часов утра), вам, конечно, нужно привести режим в соответствие с «нормативами».

 

Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режима — не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится само собой. Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.

 

Перемены нужно вводить в жизнь ребенка постепенно и «малыми дозами». Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к режиму детского сада. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, как прежде, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъем.

 

Знакомство с детским садом

 

Заранее рассказывайте ребенку о детском садике, читайте детские книги соответствующей тематики. Только не надо слишком приукрашивать жизнь детей в детском саду, говорите только правду. Обязательно упоминайте в ваших рассказах о том, что всех деток вечером родители забирают домой. Никогда не пугайте ребенка садиком! Гуляя с малышом на улице, понаблюдайте за детьми на детской площадке детского сада, за тем, как они играют, за тем, как родители забирают малышей домой.

 

О психологическом настрое мамы

 

Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик — это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша — то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится («А если будет все время болеть?», «А если будут обижать воспитатели или другие дети?», «А если не доглядят, не досмотрят?»), — это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду.

 

 

  Консультация для родителей на тему: «Как подготовить ребенка к тому, что в детском саду он будет оставаться без мамы»

 


 

КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО, И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Безусловно, время от времени капризничают все дети. Это может происходить во время болезни, физического или психического переутомления или в тот период, когда существенно меняется его привычный образ жизни. Но, при нормализации обстановки ребёнок перестаёт капризничать. Если же капризы прочно вошли у него в привычку, то это плохой признак.

Капризные и упрямые дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям, и зачастую они уже не знают, что делать с таким ребёнком.

 

Почему ребёнок стал капризным и упрямым? Давайте разберёмся, почему дети становятся непослушными.

 

Капризность отличается от упрямства по своей форме. Если сильный ребёнок проявляет упрямство только в ответ на какое-нибудь требование взрослого, то слабый ребёнок проявляет каприз по любому поводу. Он, что называется, всегда готов к капризу, т.к. любит привлекать к себе внимание. И если упрямый ребёнок будет только рад, если родители махнут рукой и отстанут от него, то капризуля, наоборот, будет искать себе любой повод для каприза для того, чтобы привлечь внимание мамы и папы. Упрямый ребёнок имеет твёрдое мнение и противопоставляет его требованиям  родителей, его девизом становятся слова: "Я хочу". У капризного ребёнка любимое выражение: "Я не хочу". 

 

Причины появления капризов и упрямства у детей в неправильном воздействии на ребенка.

 

Как показывают исследования психологов, на непослушных детей жалуются, преимущественно, те родители, которые пытаются добиться безоговорочного подчинения ребёнка. При этом, отказ ребёнка повиноваться, или неудачу малыша они расценивают как какой-то злой умысел или протест и полагают, что должны сломать его волю во что бы то ни стало. В подавляющем большинстве случаев родителям удаётся сломить упрямство ребёнка, а, заодно и развитие его личности. В итоге такой ребёнок становится застенчивым, печальным и безынициативным.

Отношения с родителями у таких детей омрачаются подчинённым положением ребёнка. Любви и нежности родителей, которая свойственна мамам и папам в счастливых семьях, такой ребёнок не получает, хотя очень в ней нуждается. Он не может осознать тех "лучших побуждений", которые движут его родителями. Это и отражается на дальнейшем его поведении - он не уверен в себе, боится коллектива и не может найти язык со сверстниками. Конечно, почти все такие дети осваивают общепринятые формы поведения, и их поведение среди группы сверстников может никак не выделяться, но при индивидуальном общении они оказываются робкими и неуверенными в себе. Дети такого типа часто в садике и в школе не могут найти друзей себе, а если и находят, то попадают от него в полную психологическую зависимость и полностью подчиняются ему, т.к. привыкли всегда подчинятся своим родителям.

 

Чтобы побороть капризы у ребёнка, проявите внимание и терпение.

 

В этот период  действия взрослых должны носить терпеливый и настойчивый характер для мягкого приучения малыша к нормам поведения, которые приняты в современном обществе. Ребёнок в этом возрасте стремится подражать взрослым людям или более старшим детям. Поэтому, родители должны стать для него примером.  

Во время общения с другими людьми ребёнок также познаёт правила поведения. Он узнаёт, что можно добиться чего-либо, если это спокойно и вежливо попросить, и, наоборот, нельзя добиваться чего-либо капризами и упрямством. Правильные действия родителей помогут ребёнку научиться вести себя в разных ситуациях: дома, в гостях или в парке отдыха. Терпением и мягкой настойчивостью можно обучить ребёнка таким навыкам, как самостоятельно кушать ложкой, самому одеваться, приучить к горшку, если ребёнок ещё не ходит на горшок.

У родителей, которые умеют организовать время ребёнка, проблем в будущем будет гораздо меньше. Чтобы разобраться, как побороть капризы у ребёнка, нужно попытаться найти причину каприза, которая вызвала такую реакцию. Чтобы это сделать, понаблюдайте за ребёнком, изучите его повадки и привычки, которые у него закрепились.

Уважение к ребёнку включает в себя желание родителей прислушаться к нему, поставить себя на его место и понять, что он тоже имеет право на своё мнение. Не надо идти на поводу у малыша. И в соответствии с этим, нужно скорректировать своё поведение и убедить ребёнка принять свою точку зрения. Важно продемонстрировать не грубый напор, силу и громкий голос, а проявить терпеливую и разумную настойчивость, и это не одно и тоже.

 

Итак, можно сделать вывод, что упрямство - это результат  излишней требовательности родителей, а капризы - наоборот, слишком сильных уступок родителей. Поэтому, методы борьбы с упрямством ребёнка и с его капризами разные.

 

С упрямством справится проще, хотя для этого тоже надо проделать большую работу над собой. Необходимо сменить своё "диктаторское" поведение по отношению к ребёнку. Важно понять его, узнать его привычки и предпочтения и постараться считаться с ними в случаях, когда это необходимо. Очень важно в некоторых ситуациях идти на компромисс с ребёнком и разговаривать не свысока, а, на равных. Пока не изменится позиция родителя, не изменится и позиция ребёнка.

Бороться с капризами ребёнка и реагировать на них нужно по-другому. Такие дети растут в атмосфере всеобщего потакания и никогда не слышат отказа. Зачастую, для родителей проще уступить ему. Но такое поведение прерывает только сиюминутный каприз, а сама форма капризного поведения ещё больше закрепляется

 

Прежде всего, позиция родителей должна стать более твёрдой. Нельзя - значит, нельзя. А надо - значит, надо. И если ребёнку в чём-то отказали, то это не значит, что ему предложат что-то взамен. Нужно приучить ребёнка к адекватному поведению, для этого сформировать у него не привычку от чего-то отказываться, а наоборот, привычку что-нибудь захотеть, чего-нибудь достичь, добиться самому. Как правило, капризные дети сильно дорожат вниманием взрослых. И если вовлекать их в общие дела, то можно заинтересовать малыша, и он забудет о своих капризах.

 

Дома необходимо поощрять всякую самостоятельность малыша. Не беда, если прольёт воду. Раз, другой прольёт, зато потом научится, и это может войти у него в привычку. Таким образом, получите домашнего помощника с новой для него семейной обязанностью - поливание цветов. Если он хочет постирать свои носочки или сложить игрушки на полку, пусть сделает это.

 

Уважаемые мамы и папы, воспитывая ребёнка в семье, искорените в себе привычку всё делать за него. Если жизнь малыша разнообразна и много дел он пытается делать самостоятельно, то времени для капризов у него не будет. Конечно, капризы у ребёнка побороть нелегко, но терпеливым и настойчивым родителям все по плечу!

 


 

 

 РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлений поможет правильная организация режима дня. Что такое режим дня?

 

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

 

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольника:

  • Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением времени подъема и отхода ко сну;
  • Регулярное питание;
  • Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • Правильное чередование труда и отдыха;
  • Определенное время для физзарядки и личной гигиены.

Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что появившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям.

 

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

 

Один из мало важных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.

 

По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме. Воспитать в ребенке чувство ритма – не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребенок становиться старше и начинает просить «чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т.д.

 

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости).

 

Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

 

Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главным видом отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше.

 

Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время.

 

Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА

 

 

Дети до 3 лет

От 3 и старше

Общая продолжительность сна

12 часов 50 минут

12 часов

Ночной сон

10 часов 30 минут

10 часов 15 минут

Дневной сон

2 часа 20 минут

1 час 45 минут

 

В течении дня – лучший вид отдыха для ребенка – подвижные игры, занятия физкультурой и спортом.

 

Кто из родителей не знает о пользе закаливания и физкультуры в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости к заболеваниям. Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически, широко используя воздух, солнцу и воду (комнатные воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе и т.д.). Но о значении активных действии для здоровья ребенка многие не знают. Часто взрослые предпочитают, чтобы ребенок играл в спокойные игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости.

 

Ограничивая ребенка в движении, родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка.

Не мало важной является ежедневная прогулка на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми.

 

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. 

 

В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа в сутки, а летом ребенок может проводить все дома как можно больше времени.

 

Питание – это один из важных пунктов режима дня. Полноценное питание – это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины.

 

Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ:

 

8.00

Подъем

8.15

Гимнастика, умывание или обтирание

8.45

Завтрак

10.00

Занятия и игры дома

10.00- 13.00

Прогулка, игры на воздухе

13.00-13.30

Обед

13.30-15.00

Дневной сон

15.00-15.30

Полдник

15.30-18.30

Прогулка, игры на воздухе

18.30-19.00

Ужин

19.00-20.30

Спокойные занятия, вечерний туалет

20.30-21.00

Сон

 


ШЕСТЬ ПРОСТЫХ СПОСОБОВ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ТОМУ, КАК ВАЖНЫ ЕГО ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ – ЭТО ВАЖНО. Ребёнок с пониманием личных границ будет понимать, что ему приятно, а что нет; что с ним можно делать, а что нельзя; какое поведение посторонних людей безопасно, а какое нет.

Ребёнок с чувством личных границ вырастет в человека, который будет защищать свое тело, взгляды, мнение. Не побоится отстаивать свои права. Будет готов дать отпор тому, что грозит его безопасности и комфорту, а также будет уважать и соблюдать личные границы других людей.

Научить ребенка соблюдать личные границы помогут следующие 6 простых способов:

 

1. Его тело – важно!

Ребёнок должен чувствовать постоянно, что физический дискомфорт, особенно бесцельный – это ненормально, и правильнее всего его избегать.

Если туфли жмут и трут – это не “потерпи, зато красиво”. Это повод принять меры или хотя бы посожалеть, что эти меры прямо сейчас приняты быть не могут. Если ребенок про какое-то блюдо говорит, что оно горькое или ему не нравится – не надо переубеждать его в обратном. Надо прислушаться и, как минимум, не кормить его едой, которая вызывает неприязнь.

 

2. Его согласие – важно!

Ребёнку надо не только объяснить, что с ним будут делать, но и спрашивать разрешения дотронуться до его тела. «Можно, я помогу тебе снять кофту?», «Можно, я поглажу тебя по спинке?".Да, если ребёнок скажет “нет”, это неприятно здесь и сейчас. Но в большинстве случаев не смертельно. Зато малыш вырастет уверенным в своём праве разрешать или запрещать прикосновения к телу и манипуляции с ним.

 

3. Его мнение – важно!

Даже если его мнение не повлияет на конечное решение по какому-то вопросу, оно – существует и должно быть услышано и признано существующим. Ещё лучше время от времени интересоваться основанием мнения ребёнка. Может быть, у него просто плохое настроение и он против любых планов, просто назло. А может быть он отказывается что-то делать/куда-то ехать, потому что его там что-то/кто-то пугает и будет полезно это обсудить и найти решение проблемы.

4. Передумать можно!

Понимать, что ты имеешь право в любой момент “да” сменить на “нет” – важно. Право пойти на попятный – важный элемент воспитания умения оставаться в безопасности и чувствовать свои личные границы.

 

5. Чужое пространство – тоже важно!

Нельзя гладить чужих собачек и котиков без разрешения. Не стоит набрасываться с объятиями на другого ребенка или взрослого, не получив его согласия. Также важно соблюдать личные границы с посторонними взрослыми: не надо залезать к ним на колени или обнимать без разрешения, теребить волосы или заглядывать им в глаза. Стоит сперва поближе узнать человека, а потом с его согласия проявлять тактильный контакт. Чужие границы помогают осознавать свои границы. Ну, и их осознавание уменьшает шанс на то, что ребёнок станет агрессором в будущем.

 

6. Говори “нет” и останавливай хамов!

Ребенок смотрит на своего родителя и подражает его поведению. Поведение родителей играет огромную роль в умении малыша осознавать и отстаивать свои личные границы. Поэтому, дорогие родители, если ваши границы нарушают – старайтесь защищать их, а также уважать границы других людей. Если вам нахамили, без разрешения вошли в неприятный тактильный контакт, не спросили согласия для каких-либо действия и т.д. – не терпите, а отстаивайте свои границы по возможности. Показывайте пример ребенку.


 

Памятки педагога-психолога:

ЭТО ВАЖНО! ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ


РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С РЕБЕНКОМ

 

Конструктивный способ разрешения конфликтов: «выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок».

Способ основывается на двух навыках общения:

1.        Активное слушание:

  • в процессе общения необходимо повернуться лицом к ребенку;

  • держать паузу (лучше помолчать после каждой своей  реплики, выдержать паузу);

  • полезно повторить, что, как вы поняли случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

  • желательно, чтобы ответы звучали в утвердительной форме:

- Сын: Не буду больше водиться с Петей.

- Родитель: Ты на него обиделся.

2.         «Я-сообщение»:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица! Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Например:

  • Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

  • Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.

  • Меня очень утомляет громкая музыка.

Все эти предложения содержат личные местоимения я, мне, меня, поэтому высказывания такого  рода называются «Я-сообщения».

 

ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ:

1.      Прояснение конфликтной ситуации:

 

Родитель выслушивает ребенка.

 

Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делать следует в стиле активного слушания (озвучивая желание, потребности, затруднения ребенка).

После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя   сообщения.

2.       Сбор предложений:

Этап начинается с вопроса: « Как же нам быть?»; «Что же нам придумать?»; «Как поступить?»

После этого надо подождать, дать ребенку возможность первому предложить решение (или решения), и только за тем предлагать свои варианты.  При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение, не отвергается с места.

3.      Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого:

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

4.      Детализация принятого решения:

 

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка как выполнять то или иное действие (научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д).

5.      Выполнение решения, проверка.

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения