Страница музыкального руководителя

Страница музыкального руководителя

 

 

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

 

        Как же сделать так, чтобы этот день стал незабываемым, знаменательным в жизни ребенка?

       Ко дню рождения, как и к любому празднику, готовятся заранее, конечно, втайне от ребенка.

       Пусть этот день будет полон сюрпризов. Утром, обязательно утром, потому что ребенок задолго до этого дня находится в ожидании чуда, начинаются поздравления.

       Именинника можно нарядить в костюм короля, с красивым плащом и золотой короной, ведь он король на своем дне рождения. Посадить его на трон (кресло, украшенное под трон). Всю комнату украсить яркими бантами, воздушными шарами, праздничный стол – праздничными салфетками.

        Все гости, приглашенные на праздник, поздравляют именинника, поют ему песни, читают стихи в его честь, обязательно заводят «КАРАВАЙ»  и «КРУГ ПОЖЕЛАНИЙ».

         Можно пригласить клоуна или сказочного персонажа или кому-нибудь из приглашенных взрослых самому нарядиться в сказочного персонажа и устроить для детей небольшой спектакль, провести конкурсы с призами.

         Родители показывают фотографии именинника в возрасте одного года, двух, трех лет, рассказывают, каким он был в это время, вспоминают интересные события в его жизни. Дети дарят виновнику торжества подарки, сделанные своими руками, затем подарки преподносят родители.

          В конце праздника ребенку-имениннику торжественно вручается МЕДАЛЬ именинника, приглашенные гости восторженно хлопают.

          Присутствие родителей, их участие в празднике усиливает эмоциональную связь с ребенком, они ближе знакомятся с другими детьми, чувствуют свою сопричастность к жизни ребенка.

            Праздники окружают всех. Получив столько положительных эмоций, дети и взрослые долго будут вспоминать эти праздники, захотят активно участвовать в придумывании и подготовке следующих праздников.     

 

                                                                      /музыкальный руководитель Лариса Ивановна Кулемина

 


 

 

ВОСПИТАНИЕ ТЕАТРОМ

          Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, живописное декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны, и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образа конкретного мышления, спектакль, составленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

Вошедшие в сердце прекрасные образы добрых героев навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, быть может, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Красная Шапочка или Колобок, напомнят им о том, сколько прекрасного ещё сохранилось в нашем мире.

Даже простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей. Став взрослее, дети живо интересуются драматической игрой актеров, с одной стороны, безусловно, верят в происходящее на сцене, с другой – осознавая, о «это не волк, а дядя актер». Таким образом, театральное искусство воспитывает определенные нравственные черты.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженная.

Кроме эстетического воспитания, домашний театр гораздо в большей мере, чем профессиональный, несет в себе и возможность воспитания педагогического. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учиться преодолевать, или, наоборот, культивировать положительные черты. И, самое главное, это воспитание происходит без нотаций, в процессе игры.

Основные задачи домашнего театра просты и понятны. Главное, что они, в процессе создания такого театра, решаются сами  собой, в игре.

Основные виды домашнего театра своими руками:

  • Театр игрушек и петрушек – используются любые детские игрушки и куклы-петрушки одеваемые на руку.

  • Перчаточный театр – персонажи прикрепляются к различным пальчикам перчатки.

  • Пальчиковый театр – персонажи шьются, вяжутся и т. д. и одеваются на указательный палец ребенка.

  • Театр рукавичек – любые рукавицы оформляются аппликацией сказочного персонажа.

  • Театр теней.

  • Изготовление персонажей из йогуртовых стаканчиков, пластиковых бутылок и любого бросового материала.

                                                  

 

Если работа с куклами не знакома родителям, они могут освоить постановку небольших сценок. Кукла начнет «слушаться» и выполнять то, что от нее требуется.

            Регулярные показы домашних спектаклей взрослым помогут накоплению опыта и мастерства, а детям принесут радость.   

 

                                                          /музыкальный руководитель Марина Николаевна Мальцева

    


  

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЫКЕ

 

Ещё в древние века люди верили в удивительную силу музыки. Прослушивание лучших музыкальных  произведений оказывает воздействие практически на все умственные физические процессы.

Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости  от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.

Ритм вальса наиболее близок сердцебиению человека, поэтому, когда мы слушаем вальсовую музыку, она создает в нас ощущение гармонии.

Рок-музыка не синхронизирована с человеческим сердцебиением, под ее воздействием возникают токи статического электричества, нарушающие биение сердца. Более того, синкопированный ритм рок-музыки причиняет вред энергетически центрам человека.

Различные растения пышно разрастаются под воздействием классической музыки и чахнут и даже погибают, когда звучит тяжелый рок.

Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения.

При прослушивании музыки происходят усиление или ослабление духовных способностей человека, а также увеличение или уменьшение количества жизненной энергии.

  


 

 

 

 

МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

 

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.

Музыка  - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни,  она способна вдохновить, зажечь человека, все лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик, взволнованность, стремление усталость.

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка.

Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования.

 

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • Развитие музыкально-художественной деятельности;

  • Приобщение к музыкальному искусству.          

mbdou154.adm@yandex.ru

 

.     «Музыка, движения, эмоции, игра»

«Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации и технического прогресса». Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем сознании и постепенно становится неким лозунгом, девизом, на который мы ориентируемся при воспитании своих детей. Мы стараемся, как можно раньше приобщить их к этому миру знаний и прогресса. Мы озабочены тем, чтобы наши дети успели интеллектуально развиться и буквально с пеленок начали впитывать в себя побольше разнообразной информации. В этом мы видим залог их будущей успешности и устроенности в современном мире. Мы очень стараемся шагать в ногу со временем в деле воспитания собственных детей и... оказываемся несовременными и безнадежно отставшими в этом вопросе от своего века.

Давайте вспомним залы музеев и изображения детей на живописных полотнах мастеров прошлого. Нас умиляют маленькие фигурки, разодетые в точности как взрослые, но при этом вызывают и некоторый диссонанс: безнадежно устарело представление о ребенке как о маленьком взрослом. Двадцатый век открыл мир детства, утвердил представление о детстве как самоценном и уникальном периоде в жизни человека. Сегодня мы уже в XXI веке, и современная наука продвинулась далеко в понимании мира детства, его специфических законов. Но мы сами, став заботливыми родителями, не осознаем, что все так же, по старинке, пытаемся «одеть во взрослые одежды» наших детей, заставить их мыслить и развиваться по законам взрослого мира.

Яркий пример - принесение в жертву ранней интеллектуализации физического развития ребенка, его эмоционально-двигательного опыта. Врачи бьют тревогу, говоря, что у современных детей ослаблено здоровье. Конечно, в снижении уровня психосоматического здоровья наших детей повинны прежде всего неблагополучие в экологической и социальной сфере, особенно в условиях современного города. Но зачастую именно стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию ребенка приводит к подавлению его естественной двигательной активности, что отрицательно сказывается на формировании нервной системы и в целом на развитии здоровья ребенка.

Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него «живым действием», связаться с двигательным, телесным опытом. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий, через их многократное повторение, к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный - охватывает все дошкольное детство.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная «пружина», заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.

В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

Движения, музыка... и подготовка к школе

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребятишек пяти - семи лет это очень важно. Дети этого возраста - и девочки и мальчики - отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа детства вступает в противоречие с нашими взрослыми представлениями о правилах поведения. Нас раздражает излишне шумная детская возня, громкий плач или хохот. «Ведите себя прилично», «не шумите», «не стучите», «не кричите» - эти и подобные реплики взрослых постоянно сопровождают детские игры. Даже если детская возня не мешает лично нам, она обязательно мешает кому-нибудь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их. Следствием эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы, вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в дальнейшем - неумение строить отношения с окружающими.

Дети не могут вести себя так, как взрослые. И хотя характерной чертой возраста пять - семь лет считается утеря непосредственности, все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в соответствии с требованиями взрослых, их пониманием «хорошо» и «плохо». И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей «школой чувств» для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.

Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.

С подобными проблемами сталкивались и наши предки, вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, танец, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, «налаживать» его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это настоящее «дидактическое пособие» по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.

Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?

Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. С помощью музыкального движения можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под «Раз, два, три, четыре», но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;

- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.

                                                                                                  /музыкальный руководитель Кулемина Лариса Ивановна

 

 

Музыка в общении с маленьким ребёнком. Мальцева М.Н.

Музыка в жизни ребенка. Кулемина Л.И.

Влияние музыки на психику ребенка.Кулемина Л.И.

Поступаем в музыкальную школу.Мальцева М.Н.

Радуемся вместе с детьми Мальцева М.Н.

«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников» Мальцева М.Н

Как слушать музыку с ребенком Кулемина Л.И.

Играем дома Кулемина Л.И.

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения